Долой страдания и стыд – пятки как у младенца

4mama

Токсичный или нормальный: каким бывает стыд и как нельзя стыдить ребенка

Сразу стоит сказать о том, что чувство стыда – это не врожденное качество. Его формируем у ребенка мы – взрослые. И нередко, сами того не осознавая, вместо блага, награждаем детей токсинами. Осторожности и бережности учит нас психоаналитик Ольга Корбут.

Стыд не передается генетическим или воздушно-капельным путем. Стыд – это то, что формируется у ребенка на этапах его взросления, и есть результатом воспитания родителями или значимыми для ребенка людьми.

Ольга Корбут – психоаналитик, практический психолог в Центре психоанализа PsyPlace

Мы все замечали, что малыши совершенно не стыдятся ходить голенькими, снимать одежду перед незнакомыми или малознакомыми людьми, показывать гениталии или трогать свои фекалии. Им неясно, что тут стыдного, они познают мир.

Но в какой-то момент они прекращают это делать, им становится неловко, они смущаются, краснеют. И вот уже здесь можно говорить о том, что чувство стыда уже привито родителями, а моральные законы, что можно делать, а чего нельзя уже были донесены и сейчас ребенок ими руководствуется.

Нормальное и токсичное чувство стыда

Как говорил один известный психоаналитик: «Первым признаком глупости является полное отсутствие стыда». Но что за стыд он имел в виду? Какой стыд – нормальный, нетоксичный?

В первую очередь, хочется сказать, что этот вопрос также находится в социо-культурном измерении и зависит от тех социальных норм, которые действуют в стране, в которой вы живете.

Если говорить об Украине, то у нас не принято гулять голышом по улице или ездить в одном нижней белье в транспорте, неуместно ходить в туалет на глазах изумлённой публики, заниматься сексом в цирке в первом ряду и т.д. То есть, нормальный уровень стыда – это то чувство, которое испытывает человек, когда он оказался в ситуации, отличной от социально-культурных норм, принятых в его стране. В племенном сообществе многие из этих норм неизвестны. Ходить голышом совсем не стыдно и ясно, почему.

Что такое тогда токсичный стыд или стыд, который мешает человеку коммуницировать с окружающими и заставляет его испытывать страдания?

Токсичный стыд

Для объяснения нам нужно вернуться в детско-родительские отношения, именно в то время, когда это чувство закладывалось. Ребенок сам по себе не может знать, что можно делать и как нельзя себя вести. Все эти правила он будет изучать благодаря родителям, с их слов или их поведения. И именно эти нормы он сохранит затем на всю оставшуюся жизнь.

Поэтому очень важно, как эти правила прививаются ребенку, как родитель их преподносит. Стыд всегда затрагивает идентичность человека, его «Я» – «я какой-то не такой, неправильный». Стыд тесно связан с телом человека, как телесным представлением его психики.

И поэтому если в детстве родители реагировали на детский эксгибиционизм словами и эмоциями, в которых звучало отвращение или жесткий запрет, то во взрослой жизни это может грозить неприятием себя и частей своего тела. А это может послужить развитием таких заболеваний как анорексия или булимия, тягой к пластическим операциям, мучительным диетам и изнуряющих занятий спортом.

Как не навредить ребенку, формируя у него чувство стыда

От родителей важно терпение и умение следить за своими словами и эмоциями в период, когда ребенка стоит начать учить правилам поведения в обществе. Фразы (извините): «немедленно надень свои штаны и перестань трогать эту омерзительную штуковину», «как не стыдно тебе ходить таким вонючим и обкаканным», «срочно оденься или я тебе откручу твой писюн», «какой ты мерзкий, не смей ходить без трусов на людях» и т.д., могут привести к психическим травмам и отрицанием своей привлекательности и важности.

Все симптомы, которые могут быть следствием подобного отношения, мы часто встречаем во взрослой жизни у себя в кинике. Поэтому использовать метод «пристыдить» – не самый лучший вариант добиться от ребенка послушания и научить его правилам приличия.

Неуверенность в себе, своей внешности и сексуальности, поступках – это то, что может затем преследовать ребенка в будущем. И эта неуверенность может доходить до абсурдности – человек никогда не уверен, все ли в порядке осталось дома, выключил ли они плиту, закрыл ли дверь. Человек может бояться, что сам того не осознавая, сказал постыдные вещи или произвел плохое впечатление. После чего он вынужден следить за каждым своим словом и действием, испытывая сильнейшее чувство стыда еще и за саму эту навязчивость.

Чувство стыда может преследовать человека при любой коммуникации с другим, он будет всегда будет очень стесняться, бояться потерять лицо или «опозориться», что может вести к одиночеству и затворничеству.

Стоит также сказать об обратной стороне проявления стыда: слишком театральное поведение, чрезмерная говорливость, особенно подчеркнутое бесстыдное поведение, абсолютное безразличие или цинизм. Здесь мы говорим о попытках замаскировать стыд противоположными проявлениями, эта своего рода маска, которую человек несет через всю свою жизнь.

Нужно помнить о том, как слаба психика ребенка, как он не уверен в своих силах, какими могущественными и всезнающими кажутся ему взрослые, и как легко можно навредить, принимая свои, вскользь сказанные слова, за мелочь.

Читать еще:  3 секрета, как вернуть красоту, когда вам за 50 лет?

Поэтому родителям нужно взять за основу бережность в отношении любых проявлений ребенка и в любых воспитательных методах.

Чувство стыда в воспитании: не навреди

текст: Мария Сурыгина, психолог, tehhi_karamir

По мере развития человеку, как виду, понадобились новые, более сложные методы регулирования своего социального поведения – новые чувства и эмоции. Чувство стыда изначально появилось как один из методов регуляции полового поведения – стыд побуждал человека к определенным ограничениям в собственном поведении и в реакциях на поведение соплеменников. Таким образом, ограничивались более древние и фундаментальные инстинкты, которые с развитием человеческих сообществ стали вносить в общение и деятельность людей раздор.

С усложнением общества усложнялась и его структура, менялись потребности как отдельного представителя вида, так и сообщества в целом. Чувство стыда распространилось и на иные сферы взаимодействия, выступая всё так же в качестве ограничителя некоторых форм поведения.

Стыд как маскировка и ограничитель

На протяжении последних нескольких десятков веков стыд является одной из морально этических настроек, наряду с другими сложными гуманистическими чувствами.

Чувство стыда, как и любое другое чувство, возникает по какой-то причине и мотивирует к какому-то определённому виду поведения. Страх мотивирует защищаться или убегать, тревога – усилить контроль и всё перепроверить, любопытство – узнать подробности и проникнуть в суть дела.
Стыд мотивирует спрятаться и скрыться. Каждый хотя бы раз испытывал это чувство – желание со стыда провалиться сквозь землю, закрыться, спрятаться, убежать подальше и больше не показываться на глаза этим людям.

Такое чувство возникает у человека при «обнажении» чего-то очень личного и в то же время неуместного для демонстрации в данном обществе или при совершении какой либо глупой ошибки, выставляющей личность автора в дурном свете. Иногда чувство стыда возникает как эмпатическая реакция при виде того, как другой человек попадает в такое «неловкое положение».

Особенно остро эмпатическая реакция проявляется при неловкости близкого – инстинктивно мы, небезосновательно полагаем, что реакция общества на «твоего» человека распространяется и на тебя самого. Не желая испытывать это крайне неприятное чувство, мы заранее программируем свое поведение таким образом, чтобы его избегать. В этом собственно и есть смысл ограничительных чувств, таких как стыд, вина, боль, разочарование.

Если переходить от теории к практике, к воспитанию детей, то даже из этого небольшого теоретического экскурса сразу можно сделать несколько выводов.

Стыд в воспитании детей

1. Стыд — социальное чувство. Стыд является частью морально-этического комплекса, и его появления у ребенка можно ожидать не раньше, чем минует кризис трёх лет. Те, кто интересовался этой темой, уже знают, что одним из результатов этого возрастного кризиса является переход от неосознанного, обращенного только на себя восприятия мира к осознанию собственного «Я» и, следовательно, осознанию окружающих людей как «таких же «Я» как я, только других».

Только после того, как ребенок начинает осознавать себя и других как отдельные «Я», становится возможным развитие у него морали и этики, сочувствия, ответственности перед другими, заинтересованности в реакции общества. Чувство стыда, будучи довольно сложным по своей структуре, начинает возникать при тех или иных ситуациях только тогда, когда у малыша уже есть база развитых более простых морально-этических чувств, и только после того, как в его сознании укрепляется осознанная связь с обществом, в котором он находится – с семьёй, роднёй, взрослыми и детьми, которых он знает и видит в своей жизни.

2. Стыд возникает сам по себе. Чтобы человеку было стыдно в «положенных» для этого ситуациях, родителям не надо его этому специально учить. Не надо учить детей стыдиться. Если вы расскажете им о морально-этических нормах, принятым в вашем обществе, воспитаете чувство собственного достоинства и самоуважения, стыдиться в неловких ситуациях, избегать их или исправлять последствия он научится сам.

3. Чувство вины и чувство стыда — это совершенно разные чувства. Воздействуя на ребенка в случае его оплошности, не стоит подменять одно другим. Ему не должно быть стыдно за разбитую вазу, за такой поступок он должен осознавать свою вину, а не чувствовать стыд.

Подменяя понятия стыда и вины, мы связываем внешнее, не относящееся к личности ребенка поведение, проступки, ошибки, с его интимными личностными качествами. Ведь именно при демонстрации чего-то сокровенного в неподобающем свете возникает чувство стыда. Стыдя ребенка за иные проступки, мы оказываем обратное воздействие на психику ребенка. Но все современные родители знают – осуждай не самого ребенка, а его поступок.

Кроме того, вызывать чувство стыда у ребенка, который поступил плохо попросту не эффективно. Ведь действие к которому побуждает стыд – спрятаться, скрыться, исчезнуть. Такая стратегия не поможет ребенку исправить ситуации или научиться какому-либо новому поведению.

А ведь именно это должно быть целью родителя, ругающего или каким либо образом наказывающего ребенка за проступок – не вымещение собственных негативных эмоций, а обучение ребенка работе над ошибками, чтобы не допускать их вновь. Чувство стыда тут совсем не помощник.

Гипертрофированное чувство стыда

Излишнее давление на ребенка в области морали или непосредственно стыда нередко приводит к возникновению гипертрофированного чувства стыда, когда эти неприятные ощущения возникают у человека без должного повода, во вполне невинных ситуациях. Это сильно осложняет жизнь взрослых мужчин и женщин. Родители могут столкнуться с гипертрофированным чувством стыда у своих детей в подростковом возрасте или даже в младшей школе.

Читать еще:  Эндометрий по дням цикла, нормы и как увеличить толщину для зачатия

Надо сказать, что не всегда в этом есть непосредственная вина взрослых. Дело в том, что от рождения все люди имеют разную внутреннюю организацию, и степень чувствительности тоже. Родитель может достаточно здраво воспитывать своего ребенка, но при этом не увидеть вовремя его индивидуальную чувствительность к тем или иным формам общения, воспитания. Нормальный уровень воздействия для большинства, может быть чрезмерным для единиц.

Так или иначе, увидев у своего ребенка проблему, связанную с гипертрофированным чувством стыда родителям не стоит оставлять это без внимания. Начать, как и всегда, нужно с себя, внимательно и подробно рассмотрев свои подходы к воспитанию морали и этики, свои реакции на поведение ребенка, обратить внимание на то, что вы говорите и что вы делаете, и как это сочетается с индивидуальностью и личным восприятием ребенка.

Появление гипертрофированного чувства стыда всегда свидетельствует о неуверенности в себе, заниженной самооценки, ранимости, недостатке самоуважения или любви к себе. И работать родителю нужно именно в этом направлении, а не с самим стыдом как таковым. Неуместный чрезмерный стыд – всего лишь следствие более глубоких процессов в психике.

Если же говорить о реакции непосредственно на какие-то возникающие ситуации, жалобы ребенка или его нежелание что-либо делать из-за чувства стыда, то тут можно дать несколько конкретных рекомендаций.

1. Не отрицайте проблему. Не стоит пытаться внушить ребенку что того, что он чувствует, он чувствовать не должен, не стоит отмахиваться и занижать значимость его переживаний. Переживания есть – факт. Просто признайте его. Вы можете одобрить или не одобрить эти чувства, высказать своё мнение по поводу объекта этих чувств или не высказывать, дать какой-то совет. Но не спорьте с самим фактом того, что ваш ребенок чувствует то, что чувствует.

2. Не навязывайте свою волю. Крайне не рекомендую вам настаивать на чём-то, что ребенку действительно очень стыдно делать. Это может быть что-то с вашей точки зрения совершенно невинное или что-то, чего не нужно стыдиться, например то, что хорошо получается у вашего ребенка.

Но если сыну или дочке действительно очень стыдно сделать это, например выступить с хором в своей школе или опубликовать фотоработу – не настаивайте. Оказать некоторое стимулирующее давление на ребенка в этом плане можно только после того, как вы начнёте работу по основному фронту задач и достигнете в этом какого-то прогресса – самооценка ребенка укрепится, появятся уважение к себе и сила противостоять общественному мнению.

Без этого, настояв на каком-то болезненно неловком для ребенка действии, вы просто подставите его под удар. Кроме опыта душевных терзаний он больше ничего не получит. Шансы на то, что ребенок избавится от своего гипертрофированного чувства стыда через такое преодоление, ничтожно малы.

3. Будьте на стороне ребенка. Если же вам в силу каких-то обстоятельств приходится заставлять ребенка делать что-то стыдное для него и связанное с его безопасностью или здоровьем, и чего он по каким-то причинам стыдится – не давите на него и не игнорируйте, наоборот, встаньте на его сторону. С доброжелательностью и пониманием отнеситесь к его чувствам и постарайтесь смягчить неприятность ситуации.

Хочу нежные пятки как у младенца: народные средства

Неухоженные пятки – это не только вопрос эстетики. Наросты, натоптыши и мозоли доставляют неудобство, а то и боль. Порой подобная «красота» сигнализирует о внутренних неполадках в организме и требует срочного пересмотра «продуктовой корзины». Для того чтобы иметь пятки как у младенца, сначала узнаем, почему они становятся грубыми. Если причины вам не интересны, можете сразу в оглавлении выбрать народные средства с перекисью, луковой шелухой или глицерином с уксусом.

Причины огрубения пяток и появления трещин

Если бы мы уделяли пяточкам столько же внимания, как лицу и рукам, то проблем было бы меньше. Дарованное нам природой прямохождение внесло коррективы: кожа на стопе значительно толще, иначе мы не смогли бы ходить. На пятки ложится основная нагрузка при ходьбе: кожа быстрее грубеет, образуя неприятные наросты. В случае игнорирования гигиены пяточные наросты начинают трескаться.

Причины ороговения пяточек банально просты:

  • преимущественно вертикальное времяпровождение, стоячая работа;
  • избыточный вес, усиливающий и без того большую нагрузку на ноги;
  • плохо подобранная, тесная обувь;
  • пристрастие к каблукам;
  • предпочтение обуви без задника;
  • грибковое заболевание кожи стоп.

Отсутствие должного ухода и пренебрежение постулатами личной гигиены приводят к образованию трещин. Довольно часто перманентное растрескивание кожи стоп является поводом для обращения к дерматологу и эндокринологу, а также радикального изменения питания.

Чистим пятки народными средствами

Для снятия ороговевшего слоя и придания коже стоп приятной мягкости можно воспользоваться народными средствами.

Луковую шелуху запарить на час, добавить по столовой ложке соли и соды. Держать ноги в полученном горячем (ориентируемся на терпимость) растворе до начала ощутимого остывания, после чего ноги обсушить, смазать растительным маслом и желтком, надеть полиэтиленовый пакет и носки. Так проводим всю ночь.

Читать еще:  Как победить целлюлит – на войне все средства хороши!

Смоченной яблочным уксусом марлей обернуть распаренные ножки, надеть полиэтиленовые пакеты и носки и отправляться спать. Поутру мягко снять размякшую кожу с пяток.

Сделать смесь из сырого тёртого картофеля и спирта в равных пропорциях, разделить на 2 пакета. Смазать ноги жирным кремом во избежание ожога и засунуть их в пакеты. Через 2-3 часа ноги обмыть и смазать кремом. Хороший результат даёт готовое картофельное пюре на молоке (на ночь).

Лепёшки из мёда (1 часть) и муки (2 части) приложить к пяткам на ночь. Сами лепёшки можно использовать несколько раз, сохраняя в холодильнике.

Очень свежий сырой яичный желток смешать с растительным маслом и уксусом (по 1 столовой ложке). Распаренные ступни обильно смазать полученной смесью, надеть пакеты и носки и оставить до утра. После пробуждения обмываете ноги, обрабатываете пемзой и смазываете кремом, например “Радевит” который, усиливает резистентные функции эпидермиса и увлажняет кожный покров .

  • 20-минутные содовые ванночки на воде или на молоке тоже весьма эффективны.
  • Травяные настои с подорожником, девясилом, ромашкой, шалфеем (до получаса) размягчают кожу пяток, что облегчает их обработку пемзой. По завершении смазать кремом или косметическим маслом.
  • Хороший эффект даёт ванночка с крахмалом: 1 ст.л. развести в холодной воде, потом заварить кипятком. Кисельная ванночка длится 15-20 минут.
  • Сырой лук свежим срезом прикладывают к пяткам и оставляют на ночь. Можно использовать кашицу. Хорошо работает ночное обёртывание печёным луком в смеси с мёдом и оливковым маслом.
  • Ночная маска из нутряного жира, или сливочного масла, или касторового масла, или вазелина/вазелинового масла.

Помните, что вода для ванночек должна быть изначально горячей (как терпится). Ночные маски и обёртывания применяют после распаривания стоп. Фиксирование маски пищевой плёнкой является обязательным условием.

Средства с перекисью водорода для ухода за проблемными пятками

В том случае, когда огрубение запущенное, на помощь придёт перекись водорода.

  1. Простая ванночка с перекисью водорода (5 столовых ложек на 2 литра разумно горячей воды) длится 10 минут. После этого требуется обработка пемзой и смазывание питательным кремом или маслом.
  2. Солевая ванночка с перекисью водорода 2-этапная: сначала 7-10 минут ванночка с морской солью (столовая ложка на 2 литра горячей воды), потом добавляется в воду перекись и выдерживается ещё 5-7 минут. Последующая обработка та же.

Народные средства с перекисью водорода очень действенны, но не стоит ими злоупотреблять. Одного раза в неделю будет достаточно. После ванночки с перекисью рекомендуется смазать ступни смесью глицерина с уксусом, надеть носочки и полежать хотя бы полчаса.

  • Для получения глицериново-уксусной смеси купите в аптеке стандартный пузырёк глицерина и дополните его столовым уксусом «под завязку» (он обычно заполнен на ¾). Тщательно перемешайте.

Перекись водорода в борьбе с трещинами и натоптышами

Перекись водорода – прекрасный антисептик, доступный населению. Именно его и используют в борьбе с трещинами пяток и натоптышами на ступнях. На сегодняшний день это, пожалуй, самый распространённый и наиболее эффективный препарат в борьбе с «пяточными проблемами».

При сухих мозолях очень хороший эффект дают ванночки с перекисью, описанные выше. Длительность процедуры следует увеличить до 30 минут, даже до часа. Позаботьтесь о том, чтобы вода не остывала – накройте ноги с тазиком одеялом. Действенными будут и обтирания с перекисью, для чего разведите её с водой в соотношении 1:5 или 1:6 и обтирайте натоптыши ватным тампоном, смоченным в смеси, в течение 3-5 минут. По окончании процедуры используйте мелкопористую пемзу и детский крем.

Для борьбы с трещинами применяют ванночки и обёртывания, призванные максимально очистить ороговевшие участки эпидермиса, смягчить кожу и предотвратить повторное растрескивание.

  1. Ванночки с луковой шелухой, после которых можно использовать вазелин или оливковое масло вместо крема.
  2. Ванночки с перекисью описаны выше.
  3. Отвар подорожника и рецепты с луком хорошо заживляют трещины. В воду для ванночки рекомендуется добавлять несколько капель масла чайного дерева, масла лимона или масла тимьяна. Отлично работают кедровая живица (осторожно: окрашивает кожу) и всем известный боро-плюс.
  4. Качественный мёд наносят на пятки на ночь и оборачивают плёнкой.
  5. Кефирная маска обильно наносится на стопы и выдерживается пару часов (в плёнке).
  6. В тёплую овсяную кашу добавляем 5 ложек растительного масла, делим на два пакета. Помещаем в кашу ноги, укутываем. Через пару часов обмываем и обрабатываем растительным маслом.
  7. 10 таблеток аспирина растолочь, развести водой до состояния кашицы, добавить несколько капель лимонного сока. «Кашкой» смазать пятки, обернуть плёнкой и надеть носки. Время процедуры – 20 минут.
  8. Тот же аспириновый порошок смешиваем с водкой и оставляем на двое суток. После смачиваем салфетку в растворе и накладываем на пятки на ночь.
  9. Смесь глицерина с уксусом – средство номер один при трещинах. Лучше использовать яблочный уксус, хотя и столовый не противопоказан. Этим составом обрабатывают ножки после любых ванночек. Возможно ежедневное употребление.
  10. Смесь глицерина с нашатырём в равных долях не менее эффективна, чем смесь с уксусом.

Итак, для того, чтобы ваши ножки выглядели здоровыми и опрятными как у младенца, не забывайте за ними ухаживать используя народные средства с перекисью водорода. Не пренебрегайте личной гигиеной – и многих проблем вы сможете избежать.

Источники:

http://4mama.ua/kids/raising/6928-toksichnyy-ili-normalnyy-kakim-byvaet-styd-i-kak-nelzya-stydit-rebenka
http://www.baby.ru/blogs/post/121417546-3059348/
http://zdorov-doma.ru/krasota-doma/pyatki-kak-u-rebenka.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: